О книге
Это четвёртая и последняя книга известных чехословацких путешественников И.Ганзелки и М.Зикмунда об их поездке в автомобиле "татра" по странам Латинской Америки.

Перевод с чешского С.Бабина и Р.Назарова.
Художник В.Носков.
Издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия" - 1961


{::Глава 11::}

Глава 14 ПРЕЗИДЕНТЫ И ДИКТАТОРЫ

Осенью 1950 года более чем шестьюдесятью пятью про­центами голосов избирателей Арбенс был избран президен­том Гватемалы. Решимость вернуть Гватемале человеческое достоинство поставила его перед задачей, какая не стояла до сих пор ни перед одним из его предшественников.

 

«Папа Зеленый», или «United Fruit Company»

Чтобы понять гигантскую экономическую мощь «Юнай­тед фрут компани», необходимо назвать хотя бы несколько основных цифр. На своих обширных плантациях в Централь­ной Америке она выращивает ежегодно более семидесяти миллионов банановых гроздей. Она владеет более чем ста морскими судами, более чем двумя тысячами пятьюстами километров железных дорог, сотнями паровозов и железно­дорожных вагонов, бесчисленным множеством администра­тивных зданий, гостиниц, больниц, холодильников, причалов, рабочих общежитий. Предполагаемая стоимость имущества компании составляет сумму в четыреста миллионов долла­ров, в которую не входят купленные ею президенты, депута­ты, священники, сенаторы и министры банановых респуб­лик, где «United Fruit Company» делает свой бизнес.

Большую часть земли «папа  Зеленый» либо получил  от  правительств стран Центральной Америки в качестве пре­мий за постройку железных дорог, либо скупил эти земли по дешевке после того, как с помощью железных дорог прибли­зил их к океанам. В Гватемале, кроме сотен тысяч гектаров земли, он контролирует три главных порта: Пуэрто-Барриос на атлантическом побережье, Сан-Хосе и Чамперико на Ти­хом океане. Американские путеводители для туристов сооб­щают, что железные дороги эксплуатирует компания «Ferrocarriles Internationales de Centro America». Почему же сок­ращенно она называется IRCA, а не FICA? Потому, что по-английски она называется «The International Railways of Central America» и владельцем ее является не кто иной, как кампания, родственная американской «United Fruit». Что же в результате? Диктат транспортной монополии, тариф за пе­ревозку груза из порта Пуэрто-Барриос в столицу более вы­сокий, чем за путь от любого европейского порта до берегов Гватемалы.

Все это Арбенс знал слишком хорошо. Опираясь на про­грессивные силы народа, опираясь на парламент, в котором депутаты правых были в подавляющем меньшинстве, он про­возгласил смелую программу постройки национального пор­та Санто Томас в заливе Аматике, постройки пересекающего всю страну шоссе, ведущего к порту Пуэрто-Барриос вдоль железной дороги IRCA, с помощью которого ее монополия была бы сломлена. А также провозгласил обширную рефор­му, которая дала бы землю безземельным и избавила их от нищеты.

Оглавление