О книге
Это четвёртая и последняя книга известных чехословацких путешественников И.Ганзелки и М.Зикмунда об их поездке в автомобиле "татра" по странам Латинской Америки.

Перевод с чешского С.Бабина и Р.Назарова.
Художник В.Носков.
Издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия" - 1961


{::Глава 11::}

Глава 13 ОПЯТЬ ВУЛКАНЫ!

», изданной в 1842 году е Барселоне, ут­верждают, что название это производное от слова «Guanhtemali», что означает «старое раздвоенное дерево». Альварадо, первый белый, вступивший на землю ацтеков, встретился якобы с вождем индейцев-какчикелей там, где стояло гигантское дерево, разъеденное временем и позже расщеп­ленное молнией надвое.

Так или иначе, основателей города это название не удов­летворило, и потому они в 1566 году благодарно приветство­вали королевский декрет, которым городу присваивалось на звание «La Muy Noble у Muy Leal Ciudad de Santiago de los Caballeros de Goathemala», «благороднейший и верноподданнейший город Сантьяго из рыцарей Гватемальских». Та­ким образом родился он с серебряной ложкой во рту и за короткое время достиг величия, богатства и значения неви­данного. Наряду с Мехико и Лимой он вошел в созвездие трех самых прекрасных городов Нового Света. Его строили «со щедрой роскошью и вкусом, украшая золотом, сереб­ром и другими драгоценными металлами со вновь открытых рудников, мексиканской бирюзой, колумбийскими изумрудами, тихоокеанскими кораллами и жемчугом». Руки рабов-ин­дейцев и фантазия испанских архитекторов воздвигли роскошные дворцы знати и десятки храмов.

Однако не долго радовался он своей славе и богатству. Четырежды на протяжении двух веков его постигло навод­нение, четырежды близлежащий вулкан Фуэго — Огонь— изливал на него реки раскаленной лавы, четырежды выкаши­вала город чума, а однажды беспрерывные засухи привели город на грань голодной смерти. И словно этих стихийных бедствий городу было недостаточно, его потрясали неустан­ные распри между духовной и светской властями, восстания индейцев, нападения пиратов, привлеченных его богатством. В нем процветали порок, убийства, грабежи.

А затем наступило 29 июля 1773 года, день святой Мар­ты, когда двухминутное беснование подземной стихии раз­било гордый город вдребезги. Оно поставило на колени всех, кто, пережив опустошение, счел его за конец света; люди взаимно отпускали друг другу грехи, грабители возвращали награбленное своим жертвам, кающиеся стояли в очередях к священникам, чтобы исповедаться, спесивые испанцы пре­вратились в кротких овечек, они обнимали ноги индейцев, которых многие годы порабощали, и молили отпустить им их грехи, тюремщики разбивали цепи, которыми сами при­ковывали узников в подземных казематах. Вслед за земле­трясением на истерзанный город обрушился многодневный дождь, уничтоживший ценные архивы и библиотеки; эпиде­мия тифа и несколько менее сильных землетрясений довер­шили дело уничтожения. После долгих споров между цер­ковью и испанским вице-королем о том, нужно ли Гватемалу восстанавливать, Карлос III вынудил все же в 1780 году папу подписать буллу и заставить своего твердолобого архи­епископа перенести город на другое место.

Так исчез с лица земли в то время третий по величине город западного полушария, в котором уцелела лишь горст­ка тех, кто не захотел расстаться с его великолепными окрестностями.

Если, не зная этой истории, войти на обширную террито­рию бывшего города через его заднюю калитку — через ба­нановые рощи и кофейные плантации, в голову никогда не придет искать под буйно разросшейся зеленью развалины

Оглавление